Корабли Победы

Крейсер «Максим Горький»

Крейсер «Максим Горький» 12 декабря 1940 г. поднял Военно-морской флаг и вошел в состав Отряда легких сил КБФ.

22 июня 1941 г. корабль вышел в свой первый боевой поход с задачей прикрытия минных постановок в устье Финского залива. Ранним утром 23 июня крейсер подорвался на мине, получив тяжелые повреждения – в частности, была оторвана носовая оконечность по 45-й шпангоут. Тем не менее, корабль не лишился хода. Чтобы снизить давление воды на носовую переборку, крейсер возвращался задним ходом. Переборку подкрепили, соорудили фальшнос из бревен, пластыря и парусины – для уменьшения сопротивления.

Значительный объем аварийно-восстановительных работ пришлось выполнить заводу №189 им. С. Орджоникидзе по чертежам ЦКБ-17, разработанным под руководством заместителя главного конструктора Н.А.Киселева на крейсере КБФ «Максим Горький», где требовалось заменить носовую оконечность корпуса.

Для постройки новой носовой оконечности удалось использовать отливки форштевня, клюзов и судовое оборудование недостроенных крейсеров проекта 68. Работы велись круглосуточно и новую 150-т носовую оконечность в тяжелых условиях блокады изготовили всего за 15 дней.

Крейсер удалось восстановить исключительно быстро - всего за 43 дня, вместо трех месяцев по первоначальному плану.

Уже в начале августа 1941 года крейсер вывели из дока, а в середине того же месяца он вышел на Большой Кронштадтский рейд для проверки механизмов, нового вооружения, оборудования, устройств и проведения ходовых испытаний, после чего вновь вернулся в строй.

Крейсер «Киров»

22 октября 1935 г. в Ленинграде состоялась закладка «заказа № 269» – головного крейсера проекта 26. Приказом Наркома обороны крейсеру было присвоено имя Сергея Мироновича Кирова.

Главным строителем назначили военного инженера 2 ранга Н.В. Григорьева. Стапельные работы завершились в рекордный срок – за один год и 38 дней.

В период Великой Отечественной войны крейсер выполнял следующие боевые задачи:

22 июня 1941 г., находясь на Усть-Двинском рейде, на рассвете открыл огонь по самолетам, налетевшим на Ригу, а потом в течение недели залпами орудий главного калибра обстреливал танковые колонны и наступавшие пехотные части гитлеровцев, пока не получил приказ идти в Таллин;

в ночь с 30 июня на 1июля 1941 г. по пути в Таллин совершил сложный переход по мелководному извилистому проливу Муху-Вяйна и пришел на помощь защитникам Таллина;

22 августа 1941 г., находясь на Таллинском рейде, впервые открыл огонь по фашистским захватчикам. Эта стрельба, по отзывам командира 10 стрелкового корпуса генерала Николаева была эффективной. Под бешеной бомбежкой пикирующих бомбардировщиков и обстрелом тяжелой артиллерии врага крейсер «Киров» маневрировал на Таллинском рейде и сам наносил сокрушительные удары по наступавшим на город фашистским войскам.

26 августа 1941 г. крейсер отразил семь воздушных атак и сбил немецкий самолет «Юнкерс-88»;

в период 25-26 августа 1941 г. «Киров» подвергался частым атакам с воздуха. Так, 25 августа на корабль было сброшено около 50 бомб, но, благодаря умелому маневрированию, ни одна бомба на него не упала. Пленные немецкие летчики с одного из сбитых самолетов заявили, что их сняли с Кингисеппского направления и послали на Таллин, чтобы уничтожить самый большой корабль, который не дает возможности немецким войскам взять Таллин.

26 августа 1941 г. на корабль были сброшены 126 фугасных бомб весом от 100 до 500 килограмм, но опять ни одна из них не попала в крейсер, благодаря его искусному маневрированию;

с 22 по 28 августа крейсер «Киров» выпустил по противнику 270 фугасных снарядов главного калибра;

29 августа 1941 г. «Киров» благополучно завершил труднейший по условия противодействия со стороны врага переход из Таллина в Кронштадт. После ремонта крейсер прибыл в Ленинград и включился в защиту города;

в сентябре 1941 г. корабль встал на Неве недалеко от "Авроры". Всю мощь своего огня он обрушивал на врага, защищая Ленинград. 10 сентября 1941 г. крейсер уничтожил 75 мм батарею немцев, разбил 3 пулеметные точки и 5 автомашин. На следующий день «Киров» поразил 2 минометные батареи, 2 трактора, обоз с продуктами, около роты солдат, поддержал нашу морскую пехоту при взятии ею населенного пункта;

в течение 17-22 сентября 1941 г. крейсер уничтожил 4 автоцистерны с горючим, минометную батарею, 3 трактора, 8 автомашин, истребил до батальона пехоты, разбил штаб крупного фашистского воинского подразделения.

Зимой 1942 г. во время блокады Ленинграда на «Кирове» провели ремонт с целью устранения боевых повреждений и улучшения обитаемости личного состава. В промежуток между ремонтами «Киров» вел обстрел вражеских позиций и одновременно помогал своим трудом населению Ленинграда. Кировцы ввели в строй поврежденную станцию водопровода, отремонтировали электростанцию и т.д.

Личный состав корабля внес свою лепту и в прорыв блокады Ленинграда и в полный разгром фашистских войск на невских рубежах. В феврале 1943 г. за успешные боевые действия крейсер «Киров» был награжден орденом Боевого Красного Знамени.

Последние залпы по врагу корабль произвел 15 января 1944 г.

Крейсер "Киров" по праву считался флагманским кораблем Балтийского флота и ветераном Балтики.

Крейсер «Молотов»

В августе 1942 г. крейсер «Молотов» ЧФ при воздушном налете самолетов противника, получил попадание торпедой в кормовую оконечность, в результате которого она была оторвана от остального корпуса на длине ок.15 м вместе с рулевым устройством, при этом взрывом повредило гребные винты, погибли 18 чел. из личного состава корабля. КРЛ остался на плаву и своим ходом вернулся в ВМБ Туапсе. Для восстановления его боеспособности необходимо было изготовить новую кормовую оконечность и находившееся в ней оборудование, отцентровать линии валопроводов и заменить или от-ремонтировать гребные винты.

Проект восстановительного ремонта разрабатывался параллельно специалистами НПКБ и КБ завода № 201. Был выбран промежуточный вариант. Решили использовать корпусные конструкции и оборудование недостроенных кораблей (кормовую оконечность – от корпуса крейсера пр.68 «Фрунзе», баллер и перо руля – с крейсера «Железняков» из Ленинграда, рулевую машину – предназначенную для крейсера «Лазарь Каганович» – из Зеленодольска, датчики руля – с ПЛ Л-25). Кормовой блок оконечности крейсера «Фрунзе» отрезали в плавучем доке. Стыковка этого блока с корпусом аварийного крейсера представляла особую сложность. Обводы крейсера «Фрунзе» были полнее его обводов по ширине и по высоте.

В марте 1943 г. стыковка была завершена. Руль и баллер прибыли из Ленинграда в апреле, после сложного перехода через Ладогу. В период ремонта было выполнено зенитное довооружение корабля по типу выполненного на крейсере «Максим Горький». После ремонта валопроводов и замены гребных винтов, корабль вывели из дока, а спустя два месяца начали его швартовные испытания, через месяц после их проведения завершили ходовые испытания, которые дали вполне удовлетворительные результаты, вибрация корпуса была незначительной. В июле того же года крейсер вернулся в строй. Аварийно-восстановительный ремонт корабля на заводе № 201 занял всего 10 месяцев, из них четыре – в плавдоке.

Крейсер «Петропавловск»

В середине июля 1941 г. Военным советом Северного фронта было принято решение о вводе в состав КБФ недостроенного тяжелого крейсера «Петропавловск» в качестве несамоходной плавучей батареи с использованием смонтированного на нем вооружения, а также имеющегося к нему боезапаса. Проектно-конструкторские работы по подготовке корабля к участию в морской обороне Ленинграда выполнялись группой конструкторов ЦКБ-17, ныне Невское ПКБ, под руководством главного конструктора А.С. Савичева.

В конце августа крейсер отбуксировали на огневую позицию в Угольную гавань торгового порта, где на нем подняли военно-морской флаг. С 7 сентября более 10 суток крейсер вел огонь по наступающим германским войскам, выполнив за это время 40 стрельб, 17 сентября по нему был нанесен противником мощный артиллерийский удар с попаданием большого количества снарядов крупного калибра, что вызвало несколько пожаров. Во избежание взрыва погребов боезапаса, командир посадил корабль на грунт. Через год корабль был поднят и после восстановительного ремонта продолжил использование в качестве плавучей батареи.